Почему именно Керчь, раскинувшуюся отлогим 47-километровым берегом Боспора Киммерийского, избрали мы своей культовой столицей?
Всякому, кто знаком с историей края, известно, что на месте современного города когда-то находилась резиденция царей тысячелетнего Боспорского царства – форпоста эллинской цивилизации на границе Великой степи.
Однако не эллины, хотя и обогатили они культурные традиции автохтонного населения, доминировали на обоих берегах пролива. Их уделом были торговля и государственное право. Религиозные и культурные традиции проистекали из глубины тысячелетий малоизвестных народов, которые попеременно владели территорией, впоследствии названной тюрками «крепостью».
И хотя самоуверенные греки считали Аттику центром Ойкумены, были времена, когда воинственные степняки вторгались на территорию материковой Греции с огнём и мечём. Так, известно из античных источников, что сестра Антиопы «Орифия во главе с большим войском амазонок перешла по льду Киммерийский Боспор» и пересекла Фракию, Фессалию, Беотию, превратив в арену продолжительной войны Аттику и Лаконию.
У меотов, проживавших на восточном побережье Меотиды и входивших в состав многонационального Боспорского царства, женщины постоянно носили при себе оружие и часто принимали участие в военных кампаниях на стороне оппозиции боспорским царям. Стоит ли напоминать о матриархатных савроматах, сокрушивших эллинизированных к тому времени скифов? Достаточно лишь вспомнить, что Приазовские земли греки называли Амазонией.
Таким образом, Боспор Киммерийский находился на тектоническом разломе двух цивилизаций: материнского права и права отцовского. Пантикапей, можно сказать, - это пограничный город, сочетавший в себе влияние обоих культур. Наряду с архаичными женскими святилищами основывались древние эллинские. Тем не менее, даже из числа привнесённых милетскими иммигрантами культов по большей части приживались на исконно матриархатных землях женские божества, как-то Деметра, Персефона, Афродита. При этом значительная часть населения продолжала поклоняться бескомпромиссной Деве…
Не только святилища амазонок на Керченском (в древности Скалистом) полуострове давно разрушены, но даже стёсаны лики мраморных изображений богинь, которым поклонялись греческие колонисты, нетерпимыми к другим верованиям христианскими фанатиками. Но в этом благодатном крае всё напоминает о славном прошлом: и виноцветное море, и вспыхивающая первоцветами ранняя весна, и сверкающий серебряноцветный ковыль, и полная луна, важно плывущая от моря до моря, и простирающиеся к ней руки нынешних лунопоклонниц, которые съезжаются отовсюду к легендарным берегам древней Меотиды.